Театр
О миражах чеховских героев "Дяди Вани". Спектакль "Моя дорогая Helene"
«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»...

Не знаю, правда задумывал ли такой эффект режиссер (а им является несравненный Роман Габриа, на мой взгляд - "Дэвид Линч" современного театра) - но, по-моему, именно эти чувства и пытался передать Чехов.
«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»...
Это Чехов и его «Дядя Ваня».
А ниже - о том, как он живёт на сцене театра им.Комиссаржевской, в постановке под названием «Моя дорогая Helene».

Каково это - смотреть на эти миражи? Тягучие, наполненные скукой и томлением по чему-то непонятному, в чем-то пошлые, изнывающие, в тоске о прошлом и смутном ожидании чего-то большего. Где слова о себе, о том, что в душе, тонут в миражах, громких звуках, видениях...

После первого акта, измученные томительным ожиданием и уже поступающим к горлу разочарованием "ну что-нибудь уже будет происходить", в зал вернулись не все.

Второй акт не менее прост, но уже не скучен. Под скукой оказалось очень много боли - печаль о несбывшемся, о собственном одиночестве, несбывшихся надеждах, собственной неувиденности. Много злости на других и на себя. Много отчаяния и бессилия. Как много всего может скрываться под томительными миражами и скукой!..

Миражи внезапно прерывались возвращением в реальность, начинающаяся речь о себе - действиями или громкой музыкой, настоящих людей с их настоящими чувствами за этим было сложно увидеть и почувствовать.

Но во втором акте ты их чувствуешь - живых, настоящих, но уже находящихся в точке невозврата...

Не знаю, правда задумывал ли такой эффект режиссер (а им является несравненный Роман Габриа, на мой взгляд - "Дэвид Линч" современного театра) - но, по-моему, именно эти чувства и пытался передать Чехов.

Именно этими чувствами и живут герои.

И это удивительно, когда форма так передает содержание.

Ещё удивительно, как через второстепенного персонажа - мать дяди Вани (второстепенного ли?) удалось передать зловещее чувство от того, как материнская любовь может быть вывернута наизнанку и оказаться совсем не тем, чем кажется. И все это без слов, пунктиром. Невольно в голове всплывает аксиома семейной терапии - пара функционирует на низшем уровне одного из членов - только здесь это не столько сознательно показано, сколько про возможность почувствовать это нутром.

Итог: скуку со всеми её составляющими ингредиентами переварить может быть не самым приятным занятием. Однако послевкусие остаётся терпкое и долгоиграющее. Идеальное воплощение Чеховской "тоски по несбывшейся лучшей жизни".


Made on
Tilda